Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Двести лет вместе, в пересказе Солженицына с авторскими репликами
 
Во вступлении, с необычным оглавлением 'В уяснении' автор уясняет (для кого? для себя или читателя?), кто есть еврей, точнее, кого надо считать евреем? В отличие от публичного антисемита генерала Макашова, без ' уяснения' оглашавшего на митинге как отличать жида, Солженицын кропотливо собрал высказывания,определения,мнения авторов различных времен и стран.
Имея, казалось бы, однозначное определение из Российской Еврейской Энциклопедии:'Евреями считаются люди,родители или один из родителей которых был еврейского происхождения, независимо от вероисповедания'-автор нашел нужным обыграть это определение всевозможными чужими домыслами.
Многие из них на грани словоблудия, и тем не менее нашли место 'В уяснении'. Оказывается, определить кто является евреем 'почти головоломная задача'. Так и приводится дословно высказывание 1991года одного такого автора:'...через 74 года после российской революции и 43
года после возрождения государства Израиль попытка определения еврея- почти головоломная задача'.
Или: '...Еврей - это тот, кто соглашается быть евреем. Если не соглашается на это открыто, он еврей по выбору. Если признается в этом только себе, он еврей по принуждению или под давлением обстоятельств. Если он не признает никакой связи между собой и еврейством, он ..не еврей'.
И далее поучается:
'Быть евреем означает участвовать в еврейском настоящем:в деяниях и достижениях евреев, и разделять ответственность за несправедливость, одеянную евреями как евреями(ответственность-не вину)'.
Из многих подобных определений, приведенных 'В уяснении', этот бред и есть то, с чем согласен автор: 'Вот такой подход мне кажется наиболее верным: принадлежность к народу определяется по духу и сознанию. "Считаю так и я'- авторская реплика Солженицына.
Чтобы понять абсурдность такого подхода,попробуем применить его к самому автору. В 1976 году русский Солженицын был выслан из СССР, как человек, чей'дух и сознание', по мнению властей, не совпадал с 'духом и сознанием' русского народа того периода. Он не хотел участвовать в
таком настоящем:деяниях и достижениях русских,своих современников,:не хотел разделять ответственность за несправедливость, содеянную русскими как русскими (ответственность-не вину).
Исходя из такого подхода, который кажется Солженицыну наиболее верным, при высылке он терял право считаться русским, кем же он тогда уезжал в Америку? .
Следуя такому подходу о принадлежности к народу, Владимир Жириновский оправдано считает себя русским. Он активно участвует в русском настоящем ,его дух и сознание соответствуют русскому, и он не обязан отвечать на вопрос, какой национальности был его отец .
Абсурд, но при таком подходе не следует считать евреем и Бориса Березовского.Он не участвовал и не участвует в еврейском настоящем, по духу и сознанию соответствует русскому, т.к. крестился, и не хочет разделять ответственность (не говоря о вине) за несправедливость, содеянную им ,евреем как евреем по отношению к гражданам России, которых он обворовал на сотни миллионов долларов.
К таким нелепым выводам приводит ' уяснение' автором вопроса: кто есть еврей.
В другом месте 'уяснения' автор не без умысла отмечает, что 'Российская Еврейская Энциклопедия началась с биографических томов, т.е. отбора лиц еврейской национальности'. Он назовет это ведением 'счета по крови'.
Следует авторская реплика: 'Тогда зачем же так страстно и грозно укорять всех вокруг в 'счете по крови'. Надо же отнестись зряче и к национализму собственному'.
Столь искушенный в национальном вопросе автор, коим является Солженицын, уравнивает понятия 'национализм' и 'нацизм', и в связи с этим упрекает евреев в 'ведении счета по крови'.
Национальность человека задана генной структурой организма. Почему такое разнообразие генных структур распределено в человечестве по земному шару- проблема науки и философии, но счет по крови - это идентификация национальности.
Считать близких тебе по крови людей своими соплеменниками - не может быть основанием для упрека в национализме.
Преступлением против человечества является утверждение превосходства одной крови над другой, это нацизм. Видимо, надо делать различие между национализмом и нацизмом.
Патриот, любящий и уважающий свою нацию, не может не быть националистом. Патриот, возносящий свою нацию выше других, посягающий на права и жизнь представителей других наций является нацистом, это фашизм.
Национализм тоже имеет пределы своего выражения, поэтому уместна приведенная в книге ссылка на Владимира Соловьева :' ..Доведенный до крайнего напряжения национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества, которое всегда окажется сильнее отдельного
народа'.
Что полезного можно извлечь 'В уяснении', имеется в нем что- либо, являющееся уроком для нашего сегодня?. Имеется, автор разыскал ответ на злободневный, актуальный вопрос для евреев, проживающих не на земле обетованной, а в других государствах, в среде других народов.
В 1939 году редакция еврейского сборника 'На перепутье' поставила нескольким европейским интеллектуалам вопрос:'Следует ли евреям участвовать в общей политической жизни?'.
Известный писатель Стефан Цвейг, австрийский еврей, так ответил на этот вопрос: ' Мы уже никак не можем отбросить 'наше интернациональное, наднациональное отношение к общечеловеческим вопросам'. Вопрос надо исправить: ' Следует ли нам стремиться к ведущему положению в политической и общественной жизни ':
И отвечает: ':считаю не менее опасным:чтобы евреи выступали лидерами какого бы то ни было политического или общественного движения:Служить- пожалуйста, но лишь во втором, в пятом, в десятом ряду и ни в коем случае не в первом, не на видном месте:Нашей величайшей обязанностью является самоограничение не только в политической, но и во всех прочих областях: Еврей обязан жертвовать своим честолюбием в интересах всего еврейского народа'.
В заслугу Солженицыну его авторская реплика на высказывания Цвейга : ' Какие высокие, замечательные, золотые слова ..', и второй репликой он отмечает в словах Цвейга напоминание евреям о моральной связи каждого еврея с судьбой своего народа.
Всем нам, живущим сегодня в России евреям , и особо тем кто на видных местах , необходимо помнить как заповедь приведенные Солженицыным не менее замечательные, золотые слова Стефана Цвейга : ':При наличии равных с другими прав евреи имеют далеко не равную со всеми ответственность, а во сто тысяч раз большую'. Несмотря на гиперболу величины ответственности, смысл сказанного заключается в том, чтобы быть чистым и честным перед русскими людьми. Это не приспособленчество к русской среде, это высокая плата за доверие, оказанное человеку другой национальности за его бескорыстное и честное служение.
Высвеченная Солженицыным тема о самоограничении, не только в политической, но и во всех прочих областях, что Стефан Цвейг назвал 'величайшей обязанностью' для евреев,- злободневна и сегодня. К примеру, три фигуры, занимающие три первых места в списке самых богатых быстрообогатившихся в период приватизации граждан России, не озабочены соблюдением этой величайшей обязанности самоограничения. Хороша и к месту здесь авторская реплика :
' Самоограничение - от чего оно не лечит!'.
Содержание вступительной главы бессистемно и эклектично, мнение самого автора скрыто за множеством чужих высказываний, нагромождение которых не позволяет судить о позиции самого автора. В редких авторских репликах проявляется иногда отношение к приведенному высказыванию или фактическому материалу, и в большинстве своем, как и в последующих главах, эти реплики ревниво язвительные, с антиеврейским привкусом.
Солженицын сам признает:'..Не сказать, чтоб ото всего выслушанного здесь стало нам чётко-ясно, но какие определения нам дали-на тех и остановимся'. С этим обзором мнений, считает он, читателю дано 'объемлющее сознание' для вступления в дальнейшее чтение. Правильней, на мой взгляд, сказать: '..замутненное сознание..'.

'В ходе 1917 года. В большевиках' (главы 14; 15)

Период 1917 года, от Февральской революции до Октябрьского переворота, автор рисует
выпукло двуполярно. На одном полюсе русские, на другом евреи.
Русский полюс изображен автором с болью душевной, ' кровью,заливающей сердце его'. Посвящено русскому полюсу немного.Это редкие обобщения, сочувственные реплики,иногда
упреки и сожаления.Состояние русского полюса можно пересказать краткими авторскими
репликами:
- фон 1917 года-общероссийская государственная, хозяйственная и культурная растерянность
- бессильное и безвольное Временное правительство ;
- конец августа : Россия зримо гибнет, проигрывает войну, армия развращена, тыл разложен;
- обращение генерала Корнилова : ' Русские люди! Великая Родина наша умирает:';
- потеря чувства национального самосохранения на каждом заседании Временного
правительства, при каждом обсуждении;
- ни одной русской национальной ноты в это год не прозвучало у русского министра Милюкова;
- у Керенского постоянная настороженность и ощетининность против русских национальных
кругов;
А русские люди, простой народ, чем занят и чем озабочен в переломный для России год? Во
множестве эпизодов, приведенных Солженицыным , содержание одно: русские клянут жидов:
- '..на сенной площади и в Апраксинском рынке обнаружен запас товаров у торговцев-евреев,
послышались крики .. 'разгромить еврейские магазины, так как:жиды во всем виноваты..';
- '.. у полтавского купца (видимо еврея) нашли запасы муки и сала. Стали громить лавку- и раздались призывы громить евреев';
- '..в Екатеринославе солдаты громят лавки с криками 'бей буржуев, бей жидов!';
- '..уже при всякой уличной потасовке, даже в Петрограде, часто и без явной причины, кричат:
'бей жидов!';
- '..если вам хочется послушать черносотенную агитацию идите постоять в очереди. Среди
- того услышите: в чередах евреев не видать совсем, им ни к чему, у них хлеба вдоволь припрятано..';
- '..самый живой отклик в революционно-голодных хвостах : Ишь сволота!..Везде пролезли:
Ишь, автомобилей-то нахватали, величаются..небось, ни одного жида в хвостах не видно..
Ну, погодите, доберемся!..';
Автор итожит: '..За несколько первых месяцев после Февраля раздражение против евреев
вспыхнуло именно в народе- и покатилось по России широко, накопляясь от месяца к месяцу'.
1917 год рисуется годом нашествия евреев на Россию. Среди министров Временного
правительства евреев не было, но среди товарищей министров, управляющих делами, директоров
департаментов помощников военных чинов- Солженицын находит десятки еврейских фамилий.
В составе ЦК социалистических партий, в Исполнительном комитете Петросовета, затем в
составе ЦИК- преобладали евреи. Широко по России ,по результатам выборов в местные
самоуправления, городские думы в Москве, Минске, Екатеринославле, Саратове, Петрограде-
возглавили евреи. В провинциальных Советах рабочих и солдатских депутатов представлено
много евреев.
Автор не анализирует, не дает ответа на вопрос, почему русские избирали евреев, почему их
назначали на государственные должности? Вместо ответа, которого можно было ожидать от
серьезного исследователя русско-еврейских отношений, читаем очередную желчную реплику:
'..А для множества русских людей, от простолюдина хоть до генерала, ошеломительное впечатление
производила..-внезапная, бившая в глаза смена обличья тех лиц, кто начальствует или управляет'.
Чтобы не было сомнений,о чьем обличьи идет речь, Солженицын тут же поясняет из воспоминаний
русского офицера В.Станкевича: '..обилие евреев в ИК сам по себе имел громадное влияние на склад
общественных настроений и симпатий:Кстати деталь: во время первого посещения Комитета
Корниловым он совершенно случайно сел так, что со всех сторон оказался окруженным евреями,
а против него сидели двое..которых помню только потому, что у них были карикатурно выраженные
еврейские черты лица..'. Вот так:
Оправдано ли столь концентрированное изображение антиеврейского настроя русских,
действительно ли так несовместима была жизнь двух народов, действительно ли кроме
приведенных 'жидовских эпизодов' автору нечего было показать и сказать о совместной жизни
народов в ходе 1917 года ?
Позиция автора противоречива. 'Февральскую революцию -не евреи сделали русским, она
была совершена, несомненно, самими русскими..'. В другом месте: ' Февральская революция
была совершена- русскими руками, русским неразумием',- такими репликами выражена позиция
автора в 13 главе. 'И надо отчетливо сказать, что и Октябрьский переворот двигало не еврейство..
..да как бы мог 170-миллионный народ быть затолкан в большевизм малым еврейским меньшинством? ..Да верно: в 1917 году мы свою судьбу сварганили сами, своей дурной головой-начиная и с февраля
и включая октябрь-декабрь'- реплики 14 главы.
И тем не менее, изображая еврейский полюс, Солженицын делает все, чтобы вызвать у читателя
негатив к евреям. Скрупулезно изыскиваются в периодике тех дней, в изданиях последующих лет
факты, позорные для евреев. Среди какого народа не найдется подлецов и негодяев? Надо ли
это концентрировать и выпячивать, это ли главное в исследовании, которым задался автор?
Врач Склянский, назначенный Троцким на пост зампреда Реввоенсовета Республики-
пользуется в Москве репутацией 'первого покупателя бриллиантов'. Жена, ни мало ни много,
самого Зиновьева- при досмотре багажа в Литве, попадается на вывозе драгоценностей на
несколько десятков миллионов рублей. Не только имена, которые на слуху, но упоминается и
некая Евгения Суменсон , '..лишь на короткое время выплывшая на поверхность летом 1917, даже
арестованная за подозрительный финансовый мухлёж с Германией, оставалась и дальше в связи
с большевистской верхушкой..'. Каких трудов стоило автору разыскать это имя, чем обогатил
он Историю, запечатлев его на страницах своего исследования? Увлечение автора изысканием
и перечислением еврейских фамилий, неизвестно для чего внесенных в исследование, вызывает
в памяти байку из жизни сумасшедшего дома. Больной признался врачу, что пишет роман со
множеством действующих лиц. Врач заинтересовался ( и в таких местах встречаются таланты),
просит показать. 'Писатель' приносит переписываемый телефонный справочник.
И действительно. Упоминается Парвус, сомнительная личность в революции, и тут же следует
перечисление: '..деятельными сотрудниками Парвуса были гг.Биншток,Левин, Перазич и другие'.
Хорошо что автор остановился , не стал перечислять других, хотя и о перечисленных можно
сказать : в огороде бузина, в Киеве дядька . 'Или вот: Самуил Закс, зять Зиновьева по сестре,
глава петроградского филиала парвусовской конторы, сын богатого петроградского фабриканта,
подарившего большевикам в 1917 целую типографию',-об этом 'деятельном сотруднике' Парвуса
сказано больше. Зачем? Чтобы перечислить еще одну еврейскую фамилию?
Автора несет, некоторые места и впрямь напоминают телефонную книгу. Во 2-м томе,на страницах
87,88,89,набранных убористым шрифтом ,перечисляются 24 еврейские фамилии. В отличие от
телефонной книги, там не адреса абонентов, а занимаемые ими революционные посты, с динамикой
перемещений.
Это не единственный перечень. Группировки еврейских фамилий, с указанием должностей,
раскрытием псевдонимов и прослеживанием их пути,сопровождаются язвительными репликами
автора,насмешливым тоном изложения . 'Всеизвестна по крымским массовым убийствам Розалия Залкинд-Землячка-фурия террора;она вместе сВ.Загорским,И.Зеленским,И.Пятницким (все евреи)
-в секретарях московского комитета большевиков.'.'Возвратников,спешивших на революцию, Тут были и многоизвестные В.Володарский, М.Урицкий, Ю.Ларин-скорый творец 'экономики военного коммунизма.'. 'Тут был и брат Свердлова Вениамин, этот ,правда, не пошел выше заместителя наркома путей сообщения и члена Президиума ВСНХ, да тоже немало..Семён (Шимон) Дименштайн,возглавивший с января 1918 Еврейскую секцию при ВЦИК и поразительно: в свои
18 лет в пределах одного года 'сдал экзамен на звание раввина и вступил в РСДРП..' 'Еврейские
отщепенцы ( по Солженицыну '.евреи не по духу') несколько лет вождествовали в большевизме,
возглавили воюющую Красную Армию (Троцкий), ВЦИК (Свердлов),обе столицы ( Зиновьев и
Каменев), Коминтерн (Зиновьев), Профинтерн (Дридзо-Лозовский) и Комсомол (Оскар Рывкин,
за ним Лазарь Шацкин..' В Нижегородском Партархиве автор разыскал протоколы августа-
сентября 1918 о проведении жесточайшего террора.Председателем губкома был 'восходящая
звезда Лазарь Каганович'.Записи начинаются : '..Каганович присутствует', 'Каганович
присутствует' и реплика автора: ' И-бдит:' . (Хорошо не 'бздит').
Следует заимствованная цитата : ' Русский человек никогда прежде не видел еврея у власти' , и назидательная реплика автора : ' А теперь -увидел на каждом шагу. И во власти-жесткой и
неограниченной'.
Чем дальше читаешь 15 главу, тем отвратительней образы евреев.
'..К занявшим большевицкие посты, а с ними и всякие жизненные преимущества, и особенно в
столицах с 'бесхозными' квартирами от бежавших 'бывших' людей- изо всей бывшей черты
оседлости потекли и потекли родственники на житье..евреи приблизились к власти..они уже
чисто бытовым образом потащили за собой своих родных, знакомых, друзей детства, подруг
молодости.. Одесса массами переезжала в Москву..'.
Солженицын доводит антиеврейский настрой до экстаза. Приведенные ниже картинки сладкой
жизни евреев, размещенные на страницах исследования, способны возбудить желание множить
- Автор смакует 'шутку': '..Странно, почему в 1-м Доме Советов (гостиница 'Националь', где
жила крупная советская знать) не откроют синагогу. Ведь здесь живут почти одни евреи'.
А дальше -как живут: '..Ресторан для обитателей дома, а из закрытого распределителя получали
обильные пайки. Икра, сыр, масло, балыки не сходили со стола (это 1920 год).-Всё было специальное, специально для новой элиты: детские сады, школы, клубы, библиотеки. В 1921/22,году поволжского
смертного голода и помощи АРА,- в их опытно-показательной школе столовая из того фонда АРА с американскими завтраками: сладкой рисовой кашей, какао, белым хлебом и омлетом:Комиссарши
с детьми начали ездить на лучшие заграничные курорты..'.
Для полного экстаза мало, надо показать ' типичные' еврейские черты, и Солженицын их
показывает: ':При тогдашней разрухе, нехватке и укрытии товаров- занялись выгодной
перепродажей и спекуляцией. Скупив за бесценок огромное количество мануфактуры у бежавших
за границу купцов, тетя Ида и дядя Миша (родственники некоего Давида Азбеля, нью-йоркские
воспоминания которого разыскал автор) тайно продавали ее, стали , вероятно, самыми богатыми
людьми в Москве..'.
После прочтения названных глав, в памяти по ассоциации возникают слова песни Владимира
Высоцкого'Антисемиты ':
' Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше ль податься в антисемиты,
На их стороне хоть и нету законов-поддержка и энтузиазм миллионов:
Решил я- и,значит,кому-то быть битым.Но надо ж узнать, кто такие семиты,-
А вдруг это очень приличные люди,а вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Но друг и учитель-алкаш в бакалее-сказал, что семиты-простые евреи..'
В песне полный набор аргументов:
' Но тот же алкаш мне сказал после дельца, что пьют они кровь христианских младенцев;
И как -то в пивной мне ребята сказали, что очень давно они бога распяли!
Им кровушки надо-они по запарке, замучили гады слона в зоопарке!
Украли, я знаю, они у народа, весь хлеб урожая минувшего года!
По Курской, Казанской железной дороге, построили дачи, живут там как боги..
На все я готов- на разбой и насилье,-и бью я жидов-и спасаю Россию'.
Высоцкий писал свою песню как сатиру на антиеврейские настроения русских людей,используя
жаргонный штамп.
Солженицын пишет свое исследование с сострадательным сочувствием к антиеврейским
настроениям русских людей, и те же аргументы, как и положено исследователю,подтверждает
розыском необходимых фактов в газетах и других изданиях.Газета 'Речь',1917,28 июня,с.2:
'..в чередах(очередях) евреев не видать совсем, им ни к чему,у них хлеба вдоволь припрятано';
Газета 'Русская воля',1917,17 июня,веч.выпуск,с.4:'..Достаточно в Петрограде прислушаться к
разговорам в трамвае, в 'хвостах', у разных магазинов и лавочек:на всех углах и перекрестках
обвиняют евреев ..в..в..в..в мародерстве и в скрывании товаров'. Д.Азбель ,ВМ,Нью-Йорк,1989,
?104,с.192-196 : ' В 1921 предстояло лето в душной Москве? Так пригласили на дачу под Москвой,
(все та же родственница тетя Ида, см.выше) в конфискованную усадьбу.А там все осталось ,как при
бывших владельцах.Только огородили их высокими заборами,ставили охрану у ворот.'.
Ив.Наживин, Записки о революции,Вена,1921,с.28: '..Ишь, сволота!..Ишь, автомобили-то нахватали,
величаются..Небось, ни одного жида в хвостах не видно..Ну, погодите, доберемся!..'.
Теперь убедительно,это не жаргон! Можно заключить, почти как у Высоцкого:'Обличаю жидов-
спасаю Россию!'.
Вправе ли я, еврей,упрекать автора в неприглушенном показе неприглядных деяний евреев в
России, в показе картин 'сладкой жизни' евреев на фоне голодающих русских? Нет, не вправе!
Солженицын- русский писатель, это его боль.Я вправе только напомнить Солженицыну одну
фразу из цитаты, приведенной им на странице 89,где упоминается о наличии 'традиционных
и очень живучих юдофобских инстинктов' и об их 'разжигании'.
Я вправе вспомнить картинку 'сладкой жизни' моего детства в Гомеле, конец 20-х начало 30-х гг.
В один год мать разрешила собрать дворовых мальчишек на день моего рождения.Отчетливо помню,
как перед каждым из них стояло блюдечко, и на нем по 10 сладких разноцветных горошин (были
такие конфеты в советское время) и стакан чая- все чем могла мать угостить моих друзей.
Помню и другое, как однажды пришла она с базара , не принеся никаких продуктов, нас четверо
детей.Мать ничего не рассказала, но потом я слышал рассказ соседки, как мать,еврейку, обругали
в очереди, и она ушла ни с чем.
При всем преобладании упреков и претензий к евреям, в пересказе совместной жизни, автор
бывает обьективным , в таких ,например,репликах: '..спутались разумом русские, но спутались разумом и евреи..; ..О русских отщепенцах мы знаем: их было в большевиках удручающе,
непростительно много..'. Иногда высказываются реплики противоположные предыдущему
содержанию: ' ..Вопрос еврейского участия в большевиках- это не вопрос 'чужеродства'
или 'инородства'. Когда мы говорим об обилии еврейских имен в управлении революционной
Россией-это ведь картина не новая: а сколько германских и остзейских имён полтора-два века
состояли в управлении Россией царской?. Вопрос: в каком направлении для страны и народа
эта власть действовала' ( вспомним реплику Солженицына , как русские люди были ошеломлены
сменой обличья тех лиц,кто управляет и приведенный им,недостойный писателя,пример факта, как в
Исполнительном комитете против генерала Корнилова сидели два члена Комитета с 'карикатурно
выраженными еврейскими чертами лица', и это могло повлиять на отношение Корнилова к русской
революции.Разьясним писателю Солженицыну, что карикатурных лиц не бывает, есть карикатуры
на лица. Я не могу себе представить русского человека с карикатурными чертами лица, нет таких
среди русских, нет таких среди евреев, и любой другой нации. Каждому дано,как говорится, от бога свое лицо, и называть черты еврейского лица карикатурными-обычный антисемитский выпад.
Непозволительно помещать в исследование и приводить в подтверждение своих реплик
воспоминания офицера, изданные в Берлине, воспоминания определенной направленности ).
В каждом исследовании должны быть какие-нибудь , если не открытия, то элементы новизны.Не
ограничиваться ведь только пересказом написанного и переписанного.А о еврейском вопросе и о
евреях в России написано столько, что одно перечисление еврейских фамилий в источниках, которые
использует автор в исследовании, составило 25 страниц именного указателя ( см.выше мое суждение
о перечислениях фамилий в исследовании, напоминающее телефонную книгу).
В исследовании имеются два элемента новизны: .
- рассуждения о сознательной мести евреев-коммунистов всему русскому;
- ' еврейскому народу следует отвечать за своих революционных головорезов, и за готовные шеренги, пошедшие им на службу';
В 13-ой главе Солженицын сделал попытку назвать одной из доминирующих причин Февральской
революции-абсолютную непримиримость евреев к исторической русской власти. Абсурдность этого
утверждения тоже абсолютна, и подтверждение этому читаем в 10-ой главе 1 тома исследования:
'..При царском режиме евреям жилось куда лучше и, чтобы ни говорили, перед Великой войной (имеется ввиду первая мировая 1914г) материальное и духовное состояние русского еврейства
было блестящее..Мы были тогда политически бесправными, но могли развивать самую интенсивную
деятельность в области национально-духовного строительства, а еврейская традиционная нищета
исчезала.Несмотря на полицейский режим-царство абсолютной свободы в сравнении с нынешним
режимом большевистской ЧК-еврейские культурные учреждения всех родов и видов процветали.
:Жизнь била ключом:'. Эти свидетельства авторитетного еврейского общественного деятеля,
которые приводит Солженицын, говорят о противоречивости и спорности многих категоричных
заявлений и суждений, которые делает автор на протяжении исследования.
В 15-ой главе тема непримиримости евреев и русской власти появляется вновь, но сужается.Речь
идет не о всех евреях, а евреях-большевиках, и термин 'непримиримость' заменен на более
ощутимый ' национальная месть' (месть у автора набрана курсивом, видимо.для большей
значимости).Так и читаем: '..Очевидно, что представление о национальной мести со стороны евреев-большевиков было развито в русском сознании уже к 1920 году:Не будем гадать,в какой
степени евреи-коммунисты могли сознательно мстить России, уничтожать, дробить именно все
русское..'.
Несомненно, и автор убедительно доказывает , роль евреев-большевиков в разрушении основ
дореволюционной России велика.Участие евреев-большевиков в Октябрьском перевороте,
гражданской войне, созданиии различных управленческих органов советской власти- значимо.
Но можно ли это определять ,как считает автор, сознательной национальной местью ?
Вопрос не малозначащий. Евреев, еврейскую историю сопровождает тень измышлений и клеветы.
Это и миф о 'распятии' Христа, и 'кровавый навет', что 'пьют они кровь христианских младенцев',
и провокационные 'Протоколы сионских мудрецов'.С последним связано очернение о 'мировом
заговоре' и 'мировом правительстве' евреев.В конце 80-х начале 90-х годов пропагандисты
антисемитизма носились с неким документом под названием 'Катехизис еврея в СССР'.Его текст
раздавали на улицах, печатали в черносотенных газетах.Суть 'документа' в том, что в нем давались
советы как бы от имени 'доброжелателей- евреев' опять таки другим евреям, как представителям
'избранного народа' обращаться с 'глупым и тупым' русским народом, как обманывать,
обкрадывать, подставлять и т.п. 'Документ' этот, дочернее произведение 'Протоколов сионских
мудрецов', настолько вонючий, лживый и провокационный, что нормальному человеку, еврею и
русскому, читать его невозможно.
Высказывание Солженцына о 'сознательной мести'- в одном ряду с измышлениями о злоказненной природе евреев, оно перекликается с одной из идей 'Протоколов', что евреи-враги
обществу, в котором живут.
Раввин Иосиф Телушкин в книге 'Еврейская мудрость', где обьединены древнейшие труды
еврейских мудрецов и современная еврейская мораль, пишет: ' Коммунсты-евреи были проклятием
для еврейской общины: они провоцировали антисемитизм, из-за них неевреи стали ассоциировать
коммунизм с нашим народом ..'.Штатные антисемиты, огульно обвиняющие евреев в том, что они
'сделали' революцию, не отличают малочисленную по отношению к шестимиллонному еврейскому
народу группу революционеров-фанатиков.И Солженицын, двоясь в оценках, отмечает: '..В массе
своей еврейское население относилось к большевикам насторожено, если не враждебно:Но
благоразумная часть еврейского народа-упустило головорезов.'.
Все,так называемые революционные вожди из евреев скрывали свое еврейское происхождение,
стыдились еврейских обычаев,отреклись от религии,культуры своего народа. Кто имел характерные
еврейские фамилии- заменил их на благозвучные русские псевдонимы. Известно, что когда к Льву
Троцкому явилась делегация одной еврейской общины с жалобой на притеснения советских органов,
он отказал им в помощи, заявив, что он не еврей, а коммунист. Эту позорную традицию отречения от
кровной национальности, недостойную уважающего себя человека, демонстрировал в сталинское
время Лазарь Каганович. Его высказыванием было: 'Я русский человек, во мне нет ничего
еврейского'.
Утверждать, что евреи-революционеры, не признававшие в себе ничего еврейского, искоренявшие
в себе какие-либо признаки принадлежности к еврейскому народу, утверждать что они сознательно,
в силу своего еврейства, мстили всему русскому- новая антисемитская ложь, которую ,вольно или
невольно, возрождает автор.
Вторым элементом новизны в пересказе русско-еврейской истории, является, как упоминалось
выше, убеждение Солженицына, что '..еврейскому народу следует отвечать за своих революционных головорезов, и за готовные шеренги, пошедшие им на службу'.
В обзоре 13-ой главы мной высказано предположение: ' Не взялся ли Солженицын спустя
десятилетия, ответить на вопрос одного русского офицера , участника событий 1917 года, который цитируется в книге.
Размышляя о происшедшем, офицер задает вопрос: 'Кто виноват, что в 1917 году инородцы были
там, где должны были быть русские, и которые там не были?'.
Это предположение подтверждается рассуждениями автора в заключительной части 15-ой главы.
Сделав вывод, что евреи, это не просто ' русские евреи иудейского вероисповедания' (сейчас
говорят проще: лица ,к примеру,кавказской национальности),а народность-Солженицын напоминает
о круговой ответственности народа- и русского тоже-которая неотъемлема от его способности
построить достойную жизнь. И следует категоричное заявление: '..если у русских евреев память об этом периоде (имеется ввиду 1917-1918 годы) останется оправдательной (набрано курсивом)-будет
потерян уровень еврейского самопонимания'.
Итак, нас, русских евреев, призывают ' морально отвечать за все свое прошлое, и за то, которое
позорно'. Этот призыв подкреплен примером немецкого народа, который, словами автора, '..не
стал отговариваться за гитлеровское время, а ведь мог заявить, что то были не настоящие немцы,
а подонки, они нас не спрашивали'.Как видим, вопрос об ответственности евреев перед рускими
поднят на такую высоту, что сравним с ответственностью немцев за гитлеровское время!
Для уравнивания автор признает, что '..и мы, русские, должны отвечать и за погромы, и за тех
беспощадных крестьян-поджигателей, за тех обезумелых революционных солдат, и за зверей
матросов'.
Кому отвечать за русских, и кто это будет делать- Солженицын не уточняет, но от евреев он ждет ответа '..перед собой и перед своим сознанием, перед Богом:Отвечать так, как отвечаем мы за
членов своей семьи. А если снять ответственность за действия своих одноплеменников, то и
понятие нации вообще теряет всякий смысл'.
Солженицын считает, что евреи в современной России одна нация, одна семья, и эта семья должна отвечать за свое прошлое. Это глубокое заблуждение! Не в том, что не должны отвечать,
отвечать надо, и разговор об этом справедлив. Заблуждение в признании, что в современной
России существует еврейская нация, ее нет.
Еврейская нация, как нация, существовала в царской России, и об этом широко, многопланово,
обьективно изложено в 1-м томе исследования . История послереволюционной России для евреев-
это история исчезновения их нации. Лица еврейской национальности есть, а нации нет.
Гражданская война 1918-1921 года явилась судным днем для еврейского населения.Как ни одна
другая нация, в гражданской войне пострадали евреи.Шестимиллионное еврейское население России
за годы гражданской войны сократилось почти вдвое .На территории окраин Российской империи-
Украины и Белоруссии погромы в годы гражданской войны переросли в массовый геноцид
еврейского народа.
Сотни тысяч людей, трудившихся в налаженном быте еврейских местечек, мастера многих ремесел
были разорены, превратились в беженцев и нищих. И это притом, что еврейские общины,состоящие
из религиозных, воспитанных на талмуде обывателей местечек, были в основном нейтральны в
борьбе белых, красных и зеленых всех оттенков. Мало кто из них понимал смысл политической
борьбы, проходившей в России, как не понимали ее и миллионы простых русских людей.
Утвердившаяся в СССР коммунистическая власть планомерно уничтожала в среде евреев все
основы, определяющие наличие нации. К 1938 году были ликвидированы самобытные очаги
еврейства, закрыты национальные школы, культурно-просветительные центры, синагоги.Еврейская
речь, музыка, песни, религиозные праздники- все было под запретом. Тотальная война, неслышно и
незримо объявленная партией коммунистов еврейскому народу, охватила все сторон жизни в СССР: политическую, социальную,бытовую.
В период гитлеровского нашествия массовый исход евреев из оккупированных районов их
компактного проживания и физическое истребление оставшихся, довершили ликвидацию очагов
самобытного еврейского уклада в России.
Сталинский геноцид , пришедший на смену гитлеровскому, активизировал антиеврейские акции.
Одна кампания следует за другой.В 1948 году расстрелян в полном составе антифашистский
еврейский комитет, в который входили видные деятели еврейской культуры, писатели,поэты, ученые. В автомобильной катастрофе, одним из видов расправы с неугодными деятелями, погибает народный артист СССР Соломон Михоэлс. В Москве закрывается единственный еврейский театр,
руководителем которого был Михоэлс.Закрывается единственная еврейская газета'Эмес'.
Борьба с 'безродными космополитами' 1948-1949 года- откровенно выраженная кампания по
изгнанию евреев с учебных кафедр и научных лабораторий.Дело 'врачей отравителей', 'убийц в
белых халатах' 1953 года-арестованы врачи-евреи, работавшие в кремлевской клинике, по
обвинению в неправильном лечении кремлевских вождей.
Сменив Гитлера на исполнении'исторической миссии'окончательного решения еврейского
вопроса, Сталин готовил акцию переселения еврейского населения в сибирские лагеря. Акция
намечалась на 1954 год, и только смерть чудовищного коммуниста-нациста помешала этому .
Антисемитский посев,сделанный Сталиным в среде партийного аппарата, давал всходы и после
его смерти. При Хрущеве и Брежневе вновь нелегально восстановлены процентные нормы приема
еврейской молодежи в вузы, ограничен, а зачастую закрыт прием евреев на работу по многим
предприятиям и учреждениям, евреи-специалисты и люди искусства невыездные за рубеж.
Возникает экстремистская организация 'Память', антисемитского направления, возрождается миф о жидо-масонах:
С таким общенациональным багажом пришли в СССР евреи к концу 80-х началу 90-х годов
двадцатого века.В упреке к еврейскому народу о том,что надо '..отвечать за все свое прошлое- и за
то, которое позорно', Солженицын на вопрос: как отвечать?, дает ответ. Отвечать '..попыткой
осмыслить-почему такое было допущено? в чем здесь наша ошибка?и возможно ли это опять?'.
Справедливый и принципиальный вопрос, но задан он с опозданием почти на 100 лет! Нет сегодня
в России нации евреев- общности людей, складывающейся от общности их территориального
проживания, экономических связей, общности языка, культуры и характера. Нет сегодня в России
представительного органа людей еврейской национальности. Недавно в интервью на центральном
телевидении президент Армении Роберт Кочарян отвечал на вопросы телезрителей.
Молодой человек , москвич 17 лет ,задал вопрос: Можно ли ему поступить в Ереванский
университет, у него бабушка армянка и он хотел бы ближе знакомиться с армянской культурой.
В ответе президента Армении была такая фраза : ' Вы можете гордиться тем, что у Вас есть
предки армяне'. Такое напутствие для молодых евреев в России невозможно, некому создавать
такую атмосферу. Ни в одном газетном киоске не купить еврейскую газету. Издатели спорят:
зависимая или независимая у них газета, ни той ни другой для евреев нет.
Появляющиеся иногда на официальных правительственных приемах директивно назначенный
главный раввин Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России народный артист
Михаил Глуз - декоративные фигуры, призванные показать , в основном для США, что в России
что-то еврейское есть. Мифическую организацию-РЕК, Российский еврейский конгресс, любят
возглавлять российские евреи-миллионеры. Ранее Гусинский, ныне,об этом случайно промелькнуло
в печати, некий Леонид Невзлин, правда ,уже не миллионер, а попавший в список российских
миллиардеров. Как они попадают в президенты РЕКа, и чем занимается этот РЕК-евреям, гражданам
России неизвестно, но в одном позорном РЕК проявился.
На Поклонной горе в Москве была возведена синагога в память о воинах-евреях, погибших на фронтах Великой отечественной войны 1941-1945 гг.В рядах Советской Армии за весь период
В.О.В.сражалось полмиллиона русских евреев, 200 тысяч из них погибли в боях. Одна седьмая , 14% от 3,5 миллионного тогда еврейского населения СССР сражалось с фашистами.Этот процент был не меньше,чем у любого народа в составе СССР.Синагогу построили рядом с храмом православной
церкви и мечетью.Церковь и мечеть функционируют, синагогу закрыли.
Александр Колпаков, журналист 'Московского комсомольца', не еврей, русский, единственный кто в небольшом сообщении в газете дал оценку происходящему: '.. Иначе как антисемитской акцией не назовешь закрытие синагоги на Поклонной горе. Пикантность ситуации в том, что закрыли ее.. сами же евреи из Российского еврейского конгресса .Подобная 'трагедия' на филевской земле имела место в 1947 году, когда 'отец народов' закрыл синагогу в Кунцеве 'за нерентабельностью'. Нынешний предлог более замысловатый: ' в связи с необходимостью поддержания высокого уровня безопасности здания. Нового здания заметим! ..почему от случившегося должны страдать члены
религиозной общины, поверившие в чудо обновленнной России-не знает никто'.
Евреев Россиии этот случай не встревожил, внимание к нему не привлек. Не применяю термин 'еврейская общественность' потому что ее в России нет. Возникают вопросы. Как при президенте
РЕКа, имеющем в личном кошельке более миллиарда долларов, синагога закрывается из-за отсутствия средств на 'поддержание высокого уровня безопасности здания'?
Второй вопрос: можно ли было собрать необходимые средства для синагоги обратившись к еврейскому населению России и других бывших республик СССР? Нет русской семьи без памяти
о потере на войне родных и близких, нет такой семьи и еврейской. Собрать средства можно было, но
обратиться с таким призывом к евреям некому. Есть, конечно, депутаты-евреи,есть авторитетные общественные деятели-евреи, есть высокого ранга государственные чиновники-евреи.Есть евреи-не последние люди, в средствах массовой информации и на телевидении. Всем им присуща одна общая черта , о которой проговорился известный журналист Дмитрий Быков.Выступив в ' Русском журнале' со статьей 'Двести лет вместо' об исследовании Солженицына ('вместо' не опечатка, так названа статья), Быков был откровенен. '..Адекватная реакция на нее ( имеется ввиду книга) почти невозможна.Начнешь защищать евреев-признаешься в собственном еврействе,да еще и злоказненном,
злонамеренном, лживом, передергивающем и проч.'.
Эта боязнь признания в собственном еврействе и парализует язык тем, кому следовало бы представлять народ, к которому они принадлежат по рождению.Поэтому некому в сегодняшнем российском еврействе откликнуться на призыв Солженицына '..морально отвечать за все свое прошлое- и за то,которое позорно..'. Добавлю: некому также представлять тех, кто своим трудом, заслугами,авторитетом снимал и снимает с еврейского народа наветы в злоказненности,
злонамеренности и прочих , приставших к его имени дурных мифов.
Евреям в Росссии всегда было, и сегодня есть, кем гордиться среди своих соплеменников.
Имя детского доктора Леонида Михайловича Рошаля широко известно не только в России, но и во всем мире .Он включен в международный справочник 'Кто есть кто' (56-е издание 1993г.).Где были катастрофы и войны-там был и Рошаль.За смелость и мужество проявленное во время терракта в Театральном центре в Москве он награжден российским орденом.Достойно представляет еврейскую национальность народный артист СССР Иосиф Давидович Кобзон.Он был единственный, кто горячо и эмоционально выразил в Государственной Думе России протест против высказываний и действий генерала-антисемита Макашова, публично озвученный и показанный по телевидению.Иосиф Кобзон единственный певец, который не стыдится исполнять на концертах задушевные еврейские песни.
На фоне сказанного можно понять, что переживают евреи, если за представителя своей национальности испытываешь не гордость, а стыд. Всероссийская известность еврея Бориса Абрамовича Березовского, а можно сказать и мировая,учитывая его бегство в Лондон, это тот случай ,когда гордиться нечем.Всеядная публичная деятельность Березовского, автора многих финансовых афёр и политических интриг,вывела его на страницы газет, экраны телевизоров и явилась новым стимулятором антисемитских высказываний ,вызывающих определенные настроения против евреев. Обьективно Березовский является порождением ошибок и искривлений переходного периода экономических реформ в России, а в плане вечного 'еврейского вопроса'-источником и стимулятором антиеврейских настроений.Березовский воспроизвел собой тот негативный тип еврея, черты которого позорным шлейфом сопровождают историю еврейского народа, тип который преобладает в изложении Солженицына.
Тема, поднятая Солженицыным в 15-ой главе о моральной ответственности каждого народа за
действия 'своих головорезов', единственно обьективная тема для русско-еврейского диалога.
В целом ,нельзя не согласиться с выводом Дмитрия Быкова: 'Одобрять солженицынскую работу, с ее уж очень явной пристрастностью и очень специфическими выводами-тоже выходит как-то не того'.
Выскажусь более определенно. Если бы в России появился фюрер, вновь задавшийся целью 'окончательного решения еврейского вопроса', писать свою 'Майн кампф' ему незачем.
В 14-ой и 15-ой главах 2-го тома исследования Солженицына 'Двести лет вместе' достаточно материала, чтобы создать взрывную антисемитскую компиляцию, подготовить агитационную базу для поставленной цели.
Хотел этого Солженицын, или нет- это вопрос его совести и ответственности.Фактически его 'исследование' не есть обьективное доброжелательное изложение совместной жизни двух народов в одном государстве.Изложение совместной жизни скорее напоминает склочное недовольство одного сожителя коммунальной квартиры , причем сожителя главного, более давнего, владеющего большей частью жилплощади и наделенного большими правами, подселенным к нему ,неприятным для него квартирантом, да еще инородцем.
Пародоксально, но такой характер изложения был предсказан автором в заключительной фразе
13-ой главы: '..А по-доброму: вообще бы не погружаться в этот буйный грязный поток-ни нам,
ни вам, ни им'.Вопрос к автору: грязный ли этот поток по природе своей, или его грязнят,по выражению Дмитрия Быкова, '..явной пристрастностью и очень специфическими выводами', что мы видим, читая 2-й том 'Двести лет вместе'.



ПЛОТКИН Е.М. Ветеран труда России Июль 2003
 
clock for blog часы для сайта html





* * * ВЫРАЖАЕМ СВОИ ГЛУБОКИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ПО ПОВОДУ ТРАГЕДИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ: В 04.03.2001. Нетания. 3 погибших. 28.03.2001. Кфар-Саба. 2 погибших. 22.04.2001. Кфар-Саба. 1 погибший. 10.05.2001. Нетания. 5 погибших. 01.06.2001. Тель-Авив. "Дольфи". 21 погибших. 09.08.2001. Иерусалим. 14 погибших. 07.10.2001. Шелухот. 1 погибший. 29.11.2001. Гуш Шмуэль. 3 погибших. 01.12.2001. Иерусалим. 9 погибших. 02.12.2001. Хайфа. 14 погибших. 27.01.2002. Иерусалим. 1 погибший. 02.03.2002. Иерусалим. 11 погибших. 05.03.2002. Афула. 1 погибший. 09.03.2002. Иерусалим. 11 погибших. 20.03.2002. Вади Ара. 7 погибших. 21.03.2002. Иерусалим. 2 погибших. 27.03.2002. Нетания. 24 погибших. 30.03.2002. Иерусалим. 2 погибших. 30.03.2002. Тель-Авив. 1 погибший. 31.03.2002. Хайфа. 15 погибших. 10.04.2002. Перекресток "Ягур". 10 погибших. 12.04.2002. Иерусалим. 6 погибших. 06.05.2002. Ришон ле-Цион. 15 погибших. 19.05.2002. Нетания. 3 погибших. 22.05.2002. Ришон ле-Цион. 2 погибших. 27.05.2002. Петах-Тиква. 2 погибших. 05.06.2002. Перекресток "Мегидо". 16 погибших. 06.06.2002. Герцлия. 1 погибший. 18.06.2002. Иерусалим. 19 погибших. 17.07.2002. Тель-Авив. 2 погибших.04.08.2002.Перекресток "Мерон". 9 погибших. 19.09.2002. Тель-Авив. 5 погибших. 10.10.2002. Рамат Ган. 1 погибший. 21.10.2002. Перекресток "Каркур". 14 погибших. 27.10.2002. Ариэль. 3 погибших. 04.11.2002. Кфар-Саба. 2 погибших. 21.11.2002. Иерусалим. 11 погибших. 05.01.2003. Тель-Авив. 24 погибших. 05.03.2003. Хайфа. 17 погибших. 24.04.2003. Кфар-Саба. 1 погибший. 30.04.2003. Тель-Авив. 3 погибших. 17.05.2003. Хеврон. 2 погибших. 18.05.2003. Иерусалим. 7 погибших. 19.05.2003. Афула. 3 погибших. 11.06.2003. Иерусалим. 17 погибших. 19.06.2003. Сде-Трумот. 1 погибший. 07.07.2003. Кфар Явец. 1 погибшая. 12.08.2003. Рош а-Айн. 1 погибший. 12.08.2003. Ариэль. 3 погибших. 19.08.2003. Иерусалим. 23 погибших. 09.09.2003. Црифин. 9 погибших. 09.09.2003. Иерусалим. 7 погибших. 04.10.2003. Хайфа. 21 погибших. 25.12.2003. Бней-Брак. 4 погибших. 14.01.2004. КПП "Эрез". 4 погибших. 29.01.2004. Иерусалим. 11 погибших. 22.02.2004. Иерусалим. 8 погибших. 14.03.2004. Ашдод. 10 погибших. 17.04.2004. КПП "Эрез". 1 погибший. 31.08.2004. Беэр-Шева. 16 погибших. 22.09.2004. Иерусалим. 2 погибших. 01.11.2004. Тель-Авив. 3 погибших. 12.12.2004. КПП "Рафиах". 5 погибших. 13.01.2005. КПП "Карни". 6 погибших. 18.01.2005. Гуш-Катиф. 1 погибший. 25.02.2005. Тель-Авив. 5 погибших. 12.07.2005. Нетания. 5 погибших. 05.12.2005. Нетания. 5 погибших. 17.04.2006. Тель-Авив. 7 погибших. 04.02.2008. Димона, 1 погибший. ! ! ! ГИБЕЛЬ НИ В ЧЕМ НЕПОВИННЫХ ЛЮДЕЙ ОТ РУК ТЕРРОРИСТОВ. ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ИМ ПУХОМ ! ! ! * * *

НАШИ
ДРУЗЬЯ
Информационное Агентство ''Маркетинг и Консалтинг''
Лучшие Сайты
Израиля
Журнал Спектр в Балтиморе!
Rambler's Top100
. Заработай на каждой покупке на eBay .
Copyright © 2002 - 2010 http://www.jerusalem.sitecity.ru . .
GISMETEO: Погода по г.Иерусалим GISMETEO: Погода по г.Тель-Авив GISMETEO: Погода по г.Эйлат GISMETEO: Погода по г.Хайфа