На главную   Содержание   Следующая
 
Рош ха-Шана
 
Рош-ха-Шана и Йом Кипур - религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош-ха-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах - выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот - в отношении урожая фруктов, в Суккот - в отношении воды. В Рош-ха-Шана перед судом предстаёт сам человек.
Как известно, в еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: "и был вечер, и было утро, день один" (Бытие 1:5). Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош ха-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда. Все поздравляют друг друга словами: "Лешана това тикатеву ветихатему" - "на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью". Дома устраивается праздничный стол, Кидуш - освящение праздника и трапезы, которая начинается не как обычно, хлебом с солью, а хлебом с медом. Сразу же после Кидуша говорят благословение на плоды и едят яблоки, обмакивая их в мед, так же, как хлеб. После того, как съедают яблоко, произносят: "Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, чтобы дать нам хороший и сладкий год".

Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году, например морковку, свеклу, тыкву, финики, а также голову рыбы или барана. Принято не есть орехов, так как их название на иврите связано со словом "грех".

Вообще, Рош ха-Шана - праздник Божественного Суда - является днем радости, а не скорби, ибо мы всегда надеемся на Божественное милосердие и на счастливый исход. Однако особенно веселиться не следует, и танцевать у синагоги, как, например, в праздник Симхат-Тора, не стоит.
Рош ха-Шана празднуется как двухдневный праздник первого и второго Тишрея, хотя Тора заповедует нам соблюдать его только 1 Тишрея.

Как известно, в диаспоре все праздники "удваиваются" и празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Синедриона, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день Элула считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 Тишрея или 30 Элула, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош ха-Шана , праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются "Йом ха-арихта" - "один длинный день", чтобы показать, что святость обеих половин этого "длинного дня" не сомнительна, а точно определена. Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош ха-Шана - это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

С Рош ха-Шана начинается десятидневный период - "дни трепета" ("йомим ха-нораим"), который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления. В Рош ха-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год. Мы видим год замкнутым: за весной следует лето, затем осень, зима и опять весна, и опять лето - что же следует считать началом года?

В этот день перед заходом солнца женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие благословения:

1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания.

2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше cуществование, и Доведший нас до сего времени.

Почему еврейский Новый Год празднуется именно первого и второго Тишрея? Открывая Талмуд, мы читаем следующее: "Есть четыре Новых Года: 1 Нисана (весна) - Новый Год для Исхода Израиля из Египта и для всего, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 Элула (лето) - Новый Год для отделения десятины от скота (т. к. основное время размножения животных приходится на предыдущий месяц, Ав); 1 Тишрея (осень) - Новый Год для счета годов, а также для суда Создателя над всеми людьми и странами; а 15 Швата (зима) - Новый Год для деревьев".

Мы видим, что на каждый сезон приходится "начало года" в своем особом смысле. В каком же смысле является началом нового года Рош ха-Шана? Почему и как еврейская традиция связывает счет годов с Божественным судом?

Чтобы понять это, уточним, что такое "счет лет". Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош ха-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош ха-Шана - праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворен Божественной волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, и в том числе - вся наша жизнь в целом и каждое наше действие в отдельности. И мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош ха-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.


 
clock for blog часы для сайта html





* * * ВЫРАЖАЕМ СВОИ ГЛУБОКИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ПО ПОВОДУ ТРАГЕДИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ: В 04.03.2001. Нетания. 3 погибших. 28.03.2001. Кфар-Саба. 2 погибших. 22.04.2001. Кфар-Саба. 1 погибший. 10.05.2001. Нетания. 5 погибших. 01.06.2001. Тель-Авив. "Дольфи". 21 погибших. 09.08.2001. Иерусалим. 14 погибших. 07.10.2001. Шелухот. 1 погибший. 29.11.2001. Гуш Шмуэль. 3 погибших. 01.12.2001. Иерусалим. 9 погибших. 02.12.2001. Хайфа. 14 погибших. 27.01.2002. Иерусалим. 1 погибший. 02.03.2002. Иерусалим. 11 погибших. 05.03.2002. Афула. 1 погибший. 09.03.2002. Иерусалим. 11 погибших. 20.03.2002. Вади Ара. 7 погибших. 21.03.2002. Иерусалим. 2 погибших. 27.03.2002. Нетания. 24 погибших. 30.03.2002. Иерусалим. 2 погибших. 30.03.2002. Тель-Авив. 1 погибший. 31.03.2002. Хайфа. 15 погибших. 10.04.2002. Перекресток "Ягур". 10 погибших. 12.04.2002. Иерусалим. 6 погибших. 06.05.2002. Ришон ле-Цион. 15 погибших. 19.05.2002. Нетания. 3 погибших. 22.05.2002. Ришон ле-Цион. 2 погибших. 27.05.2002. Петах-Тиква. 2 погибших. 05.06.2002. Перекресток "Мегидо". 16 погибших. 06.06.2002. Герцлия. 1 погибший. 18.06.2002. Иерусалим. 19 погибших. 17.07.2002. Тель-Авив. 2 погибших.04.08.2002.Перекресток "Мерон". 9 погибших. 19.09.2002. Тель-Авив. 5 погибших. 10.10.2002. Рамат Ган. 1 погибший. 21.10.2002. Перекресток "Каркур". 14 погибших. 27.10.2002. Ариэль. 3 погибших. 04.11.2002. Кфар-Саба. 2 погибших. 21.11.2002. Иерусалим. 11 погибших. 05.01.2003. Тель-Авив. 24 погибших. 05.03.2003. Хайфа. 17 погибших. 24.04.2003. Кфар-Саба. 1 погибший. 30.04.2003. Тель-Авив. 3 погибших. 17.05.2003. Хеврон. 2 погибших. 18.05.2003. Иерусалим. 7 погибших. 19.05.2003. Афула. 3 погибших. 11.06.2003. Иерусалим. 17 погибших. 19.06.2003. Сде-Трумот. 1 погибший. 07.07.2003. Кфар Явец. 1 погибшая. 12.08.2003. Рош а-Айн. 1 погибший. 12.08.2003. Ариэль. 3 погибших. 19.08.2003. Иерусалим. 23 погибших. 09.09.2003. Црифин. 9 погибших. 09.09.2003. Иерусалим. 7 погибших. 04.10.2003. Хайфа. 21 погибших. 25.12.2003. Бней-Брак. 4 погибших. 14.01.2004. КПП "Эрез". 4 погибших. 29.01.2004. Иерусалим. 11 погибших. 22.02.2004. Иерусалим. 8 погибших. 14.03.2004. Ашдод. 10 погибших. 17.04.2004. КПП "Эрез". 1 погибший. 31.08.2004. Беэр-Шева. 16 погибших. 22.09.2004. Иерусалим. 2 погибших. 01.11.2004. Тель-Авив. 3 погибших. 12.12.2004. КПП "Рафиах". 5 погибших. 13.01.2005. КПП "Карни". 6 погибших. 18.01.2005. Гуш-Катиф. 1 погибший. 25.02.2005. Тель-Авив. 5 погибших. 12.07.2005. Нетания. 5 погибших. 05.12.2005. Нетания. 5 погибших. 17.04.2006. Тель-Авив. 7 погибших. 04.02.2008. Димона, 1 погибший. ! ! ! ГИБЕЛЬ НИ В ЧЕМ НЕПОВИННЫХ ЛЮДЕЙ ОТ РУК ТЕРРОРИСТОВ. ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ИМ ПУХОМ ! ! ! * * *

НАШИ
ДРУЗЬЯ
Информационное Агентство ''Маркетинг и Консалтинг''
Лучшие Сайты
Израиля
Журнал Спектр в Балтиморе!
Rambler's Top100
. Заработай на каждой покупке на eBay .
Copyright © 2002 - 2010 http://www.jerusalem.sitecity.ru . .
GISMETEO: Погода по г.Иерусалим GISMETEO: Погода по г.Тель-Авив GISMETEO: Погода по г.Эйлат GISMETEO: Погода по г.Хайфа